Лiкар.iнфонд

Лiкар.iнфонд

Анна_Геращенко

РЕЙТИНГ: 2769

Записки волонтера.

04 May 2012, 15:35
Об интернате для взрослых.
Сюда попадают воспитанники-инвалиды всех детских интернатов Харьковской области.
Словно в котле здесь смешивают и тех, с кем занимались в одних интернатах, так и те, кто был признан «недееспособным и не обучаемым», а посему игрушек, книжек и занятий им не полагалось.
По воспитанникам сразу видно – кого учили пуговки на рубашке застегивать, вышивать, пазлы складывать, а кто просто сидел в кровати многие-многие годы.
Лежачих во взрослом интернате очень мало, в отличие от детских – и причина конечно же не в том, что в детских всех стремятся поднять на ноги – они просто не доживают до взрослого возраста. Ну что ж, естественный отбор – скажите вы.
Единственное возражение – в этом естественном отборе участвует кто-то «чужой», не я и не вы. От этого легче становиться просто отмахнуться.
От Димки. Ему тридцать лет. Он перечисляет названия всех четырех интернатов для детей-инвалидов, где, якобы, он был. Возможно просто слышал о них. Был где-то в одном.
Он всегда улыбается, слегка наклонив голову. И когда говорит, что сидит здесь и смотрит в окно. И когда рассказывает о маме, которая навещает его временами. И когда мы на блюдечке приносим ему бисер и проволочку. Я не знаю, как он проводил все эти тридцать лет до нас. Как часто бывал на улице. Как часто его навещала мама. Я вижу его в конце длинной, темной палаты. Сидящим на кровати у единственного окна. Смотрящим в это окно на белый, серый, зеленый или желтый мир – думаю, что он знает цвета.
«Дим, ты хочешь с другими друзьями посидеть на улице, чтобы поработать с бисером?»
Улыбка Димы и склоненная голова: «Меня не пустят».
И вот мы везем его на подаренной инвалидной коляске, в белой рубашке на улицу.
Нет, везем не мы. Я снимаю это событие на видео, рядом идет воспитатель Оля – а коляску везет его друг, знакомый, или сосед. Осторожно заталкивает на веранду, сразу ставит на тормоза, что-то подправляет, чтобы Диме было удобно – и тут же убегает.
Диагноз друга: идиотия, средней степени.

Люди, сидящие за столом, аккуратно нанизывают бисеринки на проволоку.
Коляска Димы рядом с другой коляской.
Они все такие разные. Один – с неизменным галстуком на шее, рафинированный интеллигент. Другой – в синей шапочке «Наш президент – Янукович». Вот Мишка – ребенок солнца, синдром Дауна. Вот молчаливый Николай – словно вышколенный слуга он подносит всем стулья, носится то с чайником, то с проволокой для кого-то. Помогает привести на веранду новых «учеников». Слишком много в глазах того, что заставляет недоумевать – почему-же Ты здесь? Слишком многие могли бы быть не здесь, если бы не стереотипы многих: от родителей и врачей и до соседей.

Судьба Димы и он сам до боли напоминает мне судьбу Алеши – парня из Черниговского интерната Запорожской области, который был найден волонтерами сидящим на полу комнаты среди многих других. Пять лет прошло – сначала с малого – маленькая игровая комната, воспитатель, игрушки, бисер и проволока, затем – коляска, прогулки за пределы интерната, летний лагерь, новые впечатления и встреча с другом,
Спустя пять лет – свой дом, своя кухня, спальня, уютная ванная и гостиная. Не тридцать орущих детей, а восемь «сводных» братиков, и пускай не родная, но нанятая и заботливая мама-воспитатель. Димке тридцать. Занятия с ним только начались. И кто знает, как оно пойдет. Тридцать, не восемнадцать. Они все настолько привыкли сидеть в палатах на кроватях, их так учили – что многие не хотят выйти на улицу. Они просят принести им бисер в палаты. Так спокойней и безопасней. Они – не дети: любопытные, шумные, настойчивые. Если ты говоришь ему встать и уступить место другому – они делают это безропотно и быстро. Такова жизнь.
В интернате новый директор, который за четыре месяца работы сделал очень-очень много.
Бесконечные ремонты, приведение в порядок территории. интернат меняется на глазах. Посадили саженцы лип и клена, маленькие крымские ели – подаренные институтом им. Докучаева (спасибо!).
Для занятий с «детьми» (я почему-то упорно называют их детьми) выделили одну комнату. Пока занятия проходят на улице – но осенью нужно будет помещение. В нем (40 м.кв) нужен ремонт. В комнате пластиковые окна. Стены и пол требуют приведения в порядок. Даже не сомневаюсь, что посланное в космос желание – сбудется. После полного капитального ремонта дома семейного типа для детей-инвалидов в Черниговском доме-интернате все прочие нужды – даже не ноша, маленькие такие «ношки», кажется по плечу.
Космос – огромное черное небо, которое населяют так много Звезд – нас с вами. Я посылаю тебе запрос: у Димки, слышишь, будут прогулки и занятия. У него будет уютная учебная, или игровая ( пусть играется – он не наигрался) комната. Я уже знаю, что мы туда навезем, и как она будет уютно выглядеть.
Какое тебе дело до их судьбы. Улыбчивого Димы, немого Коли, толстого Мишки? Их же сотни. Ты не меняешь всю систему. Они все равно были, есть и будут. Скажет кто-то. Я не знаю – они просто цепляют и все. А помогать им – уже дело скорее техники. По-привычке идешь, просишь, пишешь, ищешь. И пока оно получается – почему бы не продолжать?

Нужды:
спортивный инвентарь: мяч футбольный
канцтовары: альбомы, кисти, краски
обувь: шлепки, кеды, тапочки
постельное белье
помощь в ремонте комнаты: мастера и стройматериалы (какие, будем уточнять на днях), либо финансовая помощь