Лiкар.iнфонд

Лiкар.iнфонд
Home / Помощь детям без родительской / Архив помощи / 2012. Запорожская обл.Черниговский (Калиновский) интернат...

2012. Запорожская обл.Черниговский (Калиновский) интернат для детей с особыми потребностями (с. Калиновка)

 
РЕЙТИНГ: 94946
Название
Черниговский (Калиновский) интернат для детей с особыми потребностями
Область
Запорожская
Район
Черниговский
Село
Калиновка
Телефон
8 06140 9-87-49
Директор 
Славов Николай Викторович
Волонтер
Лина (Киев)
Моб.телефон

8 096 20 111 96, 8 063 841 85 61
Волонтер
Аня Геращенко
Моб.телефон
+31617657366

153 ребёнка (в основном - дети-инвалиды с глубокой умственной отсталостью, ДЦП и другими заболеваниями). 30 девочек. 50 лежачих детей. Возраст - 4-18 (иногда до 25) лет.

Пишет волонтер, Аня Геращенко:

LIKAR.INFUND Pomoshch detdomam
В Черниговском доме для детей с особыми потребностями (с. Калиновка) я не была ни разу. Узнала о нем, прочитав первый отчет Альберта Павлова, сделанный еще в марте. С той поры само слово Калиновка впечаталось в мозг ярко-красными буквами. А еще запомнились глаза маленького Алеши, человечка с недоразвитыми конечностями.

Жалость - не то слово, которым можно описать мои чувства. Чувство отчаяния, и боль, которую испытываешь физически, каждой клеткой своего тела.

Итак... В Киеве я встретилась с Марьяной Воронович, координатором проекта помощи брошенным детям-инвалидам на протяжении 6 лет. Одна ночь в поезде, и мы находимся на вокзале в Запорожье.

После встречи с волонтером запорожского фонда "Счастливый ребенок" А. Павловым мы направились сначала в благотворительный фонд "Патриоты Запорожья", на встречу с исполнительным директором фонда Тамарой Николаевной Огородовой. Об этой встрече договорилась запорожский волонтёр Света Крылова. Воодушевленные дружественной беседой и обещаниями помощи мы поехали в областное управление труда и социальной защиты Панкратов Виктор Павлович принял нас тепло и радушно. Он заверил в готовности местных властей поддержать наши инициативы, а также пообещал выделить четыре дополнительные ставки для персонала в Калиновском детдоме.

На следующее утро 3 ноября волонтерская группа в составе 7 человек: Володи, который был за рулём, Альберта Павлова, Светланы Крыловой, Марьяны Воронович, Ани Геращенко и двух преподавателей - реабилитологов из ЗИГМУ Татьяны и Саши, часть оставшегося пути, куда и маршрутка не доходит, прекрасно уместившаяся в Володиной машине, доехала до Калиновки.

В субботнее утро директор интерната Славов Николай Викторович встретил нас на пороге своего заведения. Атмосфера знакомства была непринужденной и дружественной. Покончив с "официальной частью" мы попросились осмотреть здания, где находятся дети, с целью увидеть реальное положение дел и определить, имеется ли достаточно площади в помещениях, для создания игровых комнат и реабилитационного зала.

LIKAR.INFUND Pomoshch detdomam Поднимаемся на второй этаж, где находится отделение для лежачих детей. Прямо напротив лестницы находится большая комната, в которой нас встречают "ползуны", одетые в новые, вязаные, розовые кофточки.

На полу игрушки, привезенные волонтерами в прошлый раз. Марьяна приседает и здоровается с первым малышом и как будто волна проходит по всей комнате, розовые комочки кто как может, ползком и сидя, при помощи рук, устремляются к нам.

Лес рук поднимается вверх и к нам изо всех сил тянутся детские головы. Марьяна достает фотоаппарат и первым, расталкивая остальных, недоразвитыми ручками и возмущаясь, выползает Алешка. Характер у него бойцовский, он сдерживает напирающую на него братию, и не дает никому другому подступиться к фотоаппарату.

После первого сделанного снимка, он всем видом показывает, что хочет фотографироваться еще. А когда мы уходим, начинает плакать, приходиться Альберту остаться и развлекать ребятню своим фотоаппаратом. Мы идем в палаты, где остались лежачие детки. Большинство лежит на новых, в веселый рисуночек простынках. Лишь над одной кроваткой находится вертящаяся игрушка. В остальных кроватках, ничего нет, так как со слов персонала, дети просто выкидывают их.

LIKAR.INFUND Pomoshch detdomam
Альберт позже рассказал, что подошел к одному ребенку и посмотрев на табличке, как его зовут, поздоровался. Мальчик лишь чуть повернул голову и вдруг в его глазах блеснул огонек, он узнал человека, который был здесь в начале сентября! и нечетко, но все же явственно сказал: "О, привет!"

Мы прошли "благополучную" половину этажа, и заходим на вторую. В ней лежат "тяжелые" дети. Вот в кроватке маленький человечек, над которым роем вьются мухи. Персонал говорит, что еще месяц назад его доставили сюда, предрекая скорую смерть. А он все живет. Скрытые под одеялами, при беглом взгляде дети практически ничем не выдают себя. Но стоит приподнять одеяльца и обтянутые кожей, маленькие скелетики, красноречиво свидетельствуют. Пресловутые 10%.

Те, кому лучше умереть, ведь они непосильным ярмом висят на шее здорового, красивого и трудолюбивого нашего общества. Еще одно наблюдение – довольно большое количество детей с синдромом Дауна, 5-6 летнего возраста, лежащих в кроватках. Да, у лиц с синдромом Дауна, часто снижен тонус мышц. Но дети с синдромом Дауна, прикованные к постели, вызвали бы удивление у светил мировой медицины, возможно они упустили из виду некий особый "интернатный" вариант данного синдрома.

LIKAR.INFUND Pomoshch detdomam Следующим этапом является осмотр нового, отремонтированного корпуса для девочек. Здание и внутри и снаружи радует глаз. Красивый, светлый холл ведет в комнату досуга. В ней, сидя на диване и скамеечках, находится 40 девочек разного возраста. В комнате работает телевизор. Других развлечений нет.

Старшие девочки приветливо здороваются с нами, отвечают на вопросы. Нам показывают столовую, где стоит стиральная машинка и рассказывают, что девочки постарше, стирают здесь свои вещи, а также помогают в обслуживании младших детей.

Две спальни по 20 кроватей в каждой выглядят светлыми и чистыми. Но при всем при этом, меня не покидает ощущение тюремности. Даже с приставкой евро-. Попробуйте провести всю холодную осень и зиму в комнате с 40 другими собратьями по несчастью. В присутствии двух нянечек. Многие ли из нас выйдут в здравом уме по истечении этих месяцев из четырех отремонтированных стен?

LIKAR.INFUND Pomoshch detdomam
Через дворик направляемся в еще одно! здание. Где ремонт был сделан усилиями персонала. По дороге беседую с женщиной, работающей здесь. Она вспоминает времена, когда здесь безраздельно властвовала бывшая директриса. Рассказывала, как сам персонал поднял против нее бунт. Говорила, как дети ходили голодные, и ели зеленые кабачки на полях... Мы заходим в комнату к старшим ползунам. Слово-то какое страшное в тот век, когда даже в нашей стране инвалидные коляски выдаются бесплатно соответствующими службами. Здесь же и маленькие и взрослые дети могут лишь передвигаться ползком по полу.

Как легко, слыша диагноз "Дебильность" или "Идиотия такой-то степени" заслониться от самих детей. Признать их отходами, неизбежными в любом обществе. Мусором, который надо свозить подальше на свалки, от глаз людских. Но вот ты наклоняешься к малышу и в ответ на приветствие видишь улыбку и слышишь "Привет".

- А как тебя зовут?
- Коля.

А кто-то спешит протянуть тебе кубик, и при этом говорит: " Это кубик".
- А какого цвета кубик?
- Красного...

Третий протягивает тебе руку для приветствия, ты здороваешься, а он не спешит ее отпустить и продолжает трясти. Высвобождаешься, говоришь, подожди, дай я с другим поздороваюсь. Мальчишка улыбается, отпускает руку и ...подает вторую.

LIKAR.INFUND Pomoshch detdomam Какие они разные эти дети: одни – молчаливо сидящие в углу комнаты, другие – активно сражающиеся за твое внимание и ласку. Одни – беспрерывно качающиеся из стороны в сторону, другие – неподвижно застывшие в одной позе.

Но при всем при этом, тебя не покидает чувство, что это – дети. Такие же, как твои – несносные, любимые, требующие внимания 24 часа в сутки, кажется до конца твоих дней.

Почему же одним – мама, а другим – пожизненный приговор? Без права выхода на свободу? Отбывка очередного этапа, и за какое преступление? За то, что родился не таким, как все, и добренькие дяди и тети не в силах будут вынести твоего вида?

Тянет меня написать про западное отношение к данной категории населения: про электромобильчики для особых людей, бесшумно снующие по улицам, спокойно заезжающие в супермаркеты, ресторанчики и театры. Про респектабельных волонтеров, которые возят на инвалидных колясках стариков и людей, с особыми потребностями по улицам, паркам и художественным галереям.

Про подростка на инвалидной коляске, который играл в волейбол в компании здоровых подростков. Про нормальные семьи, которые воспитывают и здорового ребенка, и ребенка с синдромом Дауна- без всякого ущерба для собственного достоинства.

Про колоссальную поддержку, которую получает семья, где появился на свет ребенок с особыми потребностями. И еще очень и очень многое. И именно потому, что накануне статьи про Калиновку, я была в зоопарке со своими детьми, и на глаза мне попалась не одна, и не две семьи, где был ребенок с синдромом Дауна, сама мысль о том, что судьба таких детей зависит от того, сколькими километрами западнее или восточнее они родятся, разозлила меня невероятно.

Все знающим циникам позвольте напомнить тот факт, что спустя лишь одно поколение, после того, как Гитлер стопил и расстрелял большую часть психически неполноценных людей, их процент достиг той же величины, что была в довоенные годы. Были, есть и будут люди с особыми потребностями.

Точно так же и мы - Великая Раса Здоровых Людей с физически совершенными телами, высоким интеллектом и праведным духом лет через сто все-таки состаримся, и будем нуждаться в элементарном человеческом участии. Многие ли из нас будут иметь смелость не стать обузой обществу?

LIKAR.INFUND Pomoshch detdomam


Мысли в сторону, мы возвращаемся в кабинет директора, где Марьяна показывает фотографии, сделанные в трех подопечных интернатах.

Все это - лишь для того, чтобы доказать администрации, что чудес не бывает. Что точно такие же интернаты, условия в которых были даже хуже (ведь там надо было начинать с ремонта) смогли реформироваться в реабилитационные центры, в которые теперь любят привозить разных столичных чиновников, ведь аналогов таким в областях – нет.

Но Бог с ними, с чиновниками, главное, что дети в них – живут, как дети, проживая свое заслуженное Детство. И их смеющиеся мордашки самое лучшее доказательство тому. Марьяна Воронович, работает тележурналисткой канала 1+1, и также на протяжении 6 лет является координатором проектов, по созданию реабилитационных центров на базе детдомов для детей-инвалидов.

Её опыт работы с тремя интернатами для детей-инвалидов в Ивано-Франковской (Залучье), Кировоградской (Знаменка) и Житомирской (с. Пугачев) областях, доказывает, что на свете не бывает ничего невозможного. Вот лишь краткое описание проектов, которые она разрабатывает и которые финансируются в основном зарубежными спонсорами и при непосредственном участии зарубежных волонтеров.

Последние два года волонтеры фокусируются в первую очередь на физической реабилитации, программах обучения и социальной адаптации для детей и!!! повышение квалификации и мотивации у работников детдома. Это самые уязвимые точки в детдомах такого типа после бытовых.

Привлечение других спонсоров, распространение информации (скоро будет готов сайт, где будет размещена вся информация о деятельности волонтеров в интернатах для детей-инвалидов), обмен опытом с другими инициативными группами, общение с НГО и реабилитационными центрами.

Существует еще одна проблема, которую мы узнали от М. Воронович и которую увидели воочию в Калиновке. Проблема, которую до сих пор не желают признавать чиновники Министерства здравоохранения и Министерства труда и соцполитики: около 10%(!) детей во всех интернатах данного типа имеют гипотрофию 3 ст. и дистрофию, вследствие недостатка питания. И проблема не в его отсутствии, а в том, что норматив 1 нянечка на 15 человек, закреплен нашим государством в законодательном порядке. За то же самое время пока одна мама кормит своего здорового ребенка, одна нянечка обслуживает 15 больных детей, чьи заболевания не позволяют им вовремя принять и усвоить пищу.

Итоги поездки:

  1. Заручившись поддержкой директора интерната и его желанием улучшить жизнь детей мы договорились, что к началу декабря директор и человек 9 сотрудников (включая воспитателей и медсестер), совершат поездку в Кировоградскую область, в подобный интернат в Знаменке, где смогут своими глазами увидеть "сказку, ставшую былью." Мы, со своей стороны, оплачиваем бензин на дорогу.

  2. Решено начать активные поиски реабилитолога, который будет работать на ставку, плюс получать от нас дополнительную зарплату. Директор выразил готовность предоставить жилье и питание всем желающим работать в Калиновке. Данным вопросом, как и вопросом о поиске стажеров-студентов активно занялись преподаватели-реабилитологи Татьяна и Саша, которые были в Калиновке в первый раз. Было видно, что ребята буквально загорелись идеей оказания помощи интернату.

  3. После написания данного отчета мы напишем проект, в который войдет оплата работы массажиста и волонтёра-воспитателя-затейника, закупка сухого бассейна и реабилитационного оборудования, питание для детей с гипотрофией, поиск добровольцев среди верующих людей для работы в Калиновке - в помощь няням в уходе за лежачими детьми (подобный опыт есть в Ивано-Франковской области, где за лежачими детьми с материнской заботой ухаживают католические монахини).

  4. Размещаем отчёт и список нужд на сайте deti.zp.ua , на форуме uaua.info и в других местах, собираем деньги для начала проекта.

  5. Параллельно со сбором средств на зарплату, окончательно определяемся с сотрудниками. Упор будем делать на местный персонал и местное население, так как Калиновка, как и все подобные заведения, находится слишком далеко от крупных населенных пунктов.

На данный момент уже найдены спонсоры на зарплату координатора проекта и воспитателя в одном лице в самой Калиновке : шесть человек согласились ежемесячно платить сумму денег на протяжении 1-3 лет. Это Оксана Ярош ( Россия-Голландия- 20 евро, Наталья Мощенко (Украина-Испания) - 20 евро, Татьяна Глазкова (Киев) - 20 евро, Дима Горбунов ( Украина-Голландия) - 20 евро, Оля Геращенко (Украина- Германия)- 50 евро, и Таня(Киев) - 20 евро. Я знаю, что слова благодарности, не передадут моего чувства признательности этим людям. Огромное Вам спасибо за человечность!

Также огромное спасибо Олегу К. (Украина- Германия) – 20 евро, Светлане Ткаченко (Украина-Швейцария) – 20 евро и Наталье Мощенко( Украина- Испания)-100 евро, Оле Геращенко – 150 евро, Оле Шеломовой (Украина-Голландия) и Алене (Украина- Голландия) за детские вещи и игрушки. Олег организовал сбор денег на форуме украинских студентов в Германии http://forum.sus-n.org Думаю, что сумма в 450 евро достигнет тем или иным путем нужного адресата.

Все перечисленные вами деньги на банковский счет в Голландии моего мужа Д. Горбунова и привезенные мною будут вывешены в финансовом отчете за ноябрь на сайте www.deti.zp.ua (таким образом мы экономим значимые проценты, который бы "съел" перевод денег из-за рубежа в Украину банковским способом)

Теперь нам предстоит задача найти еще 6 человек на зарплату реабилитолога. Принцип спонсорства чрезвычайно прост - вы берете обязательство выплачивать ежемесячно сумму денег, не обременительную для вашего бюджета и в любой момент времени вы можете отказаться от спонсорства, сообщив об этом. Таким образом, даже если 1-2 человека одновременно по разным причинам отказываются, нам не составит труда и больших нервов быстро найти небольшую составляющую от всей суммы.

Вот собственно и завершилась наша поездка в интернат. Возвращались мы весело, уместившись всемером в одну машину. Интересен тот факт, что практически всем собравшимся, по 27-28 лет. В голову пришла строчка из песни "Мы – молодые. И нас – миллионы..." Возможно мы - именно то, поколение, которому удастся что-то изменить в нашей стране.

Приехав в свой родной Харьков, встретилась с новоиспеченными волонтерами, которые начали работать 2-3 месяца назад. Самой молодой девочке 21 год. Трудно ломать лед, недоверие окружающих. Предлагать деньги родителям больных детей, и слышать в ответ: "А что вы за это получаете?"

Трудно мириться с первыми ошибками, промахами, откровенными неудачами, иногда явным воровством и фразами: "Вы должны быть благодарны за те условия, которые мы вам создали, чтобы вы нам помогали." Неприятно слышать фразы, что в волонтеры идут от невозможности реализовать себя в других сферах или проблемах в семейной жизни.

В защиту (не себя, я редкое исключение) могу сказать, что большинство волонтеров весьма успешные люди, которые помимо работы, имеют надежный тыл и как минимум одного малыша. Атмосфере любви в таких семьях (была в четырех) можно просто позавидовать.

И в заключение, хочу сказать, волонтеры – это одна большая семья, если хотите, почти секта. В каждом городе ты без труда найдешь кров и пищу, а главное, понимание того, что ты – такой, как все. Просто человек, рожденный для того, чтобы кому-то в этом мире стало лучше. Все действительно очень просто.